КРИТЕРИИ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
Умения читать, писать и считать являются признаками умственного развития детей, а не критериями готовности детей к обучению в школе. Среди критериев школьной зрелости выделяют: физическое и психическое развитие, состояние здоровья, умственное и личностное развитие
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
На самом деле, самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 35-40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ
У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ.
Если ваш ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, то, возможно, у него возникнут трудности. Вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью. Заметить эти признаки можно задолго до поступления в школу. В этих случаях ребенок инфантилен, стремится казаться младше своего возраста, живет только по принципу «хочу», совершенно игнорируя «надо». Он негативно относится к любой умственной работе, не любит отвечать на вопросы, не любит чтение. В самостоятельной деятельности ребенок в основном играет в стереотипные игры, сюжеты игр однообразны. Если Вы это замечаете в ребенке, то:
Сходите с ним на экскурсию в школу, покажите, как много там детей, посетите уроки, школьные мероприятия, поговорите после уроков с первоклассниками, с учителями.
Нежелание идти в школу может объясняться и завуалированным страхом перед «взрослением». Такие дети не уверены в себе, тревожны, не могут принять того, что в школу нельзя брать игрушки, что другие дети могут обидеть. Расскажите такому ребенку, как Вы учились, о школьных друзьях, интересных моментах школьной жизни.
Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Докажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели.
Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, – это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Именно мотивация на успех должна стать для будущего ученика ведущей. И Вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что все будет хорошо.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ
Ребенок должен быть подготовленным в этом плане. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы — внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, — успешен в школе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности (учебной) является формирование произвольного уровня регуляции деятельности – действий (учебных и реализующих отношения с окружающей действительностью) в соответствии с заданными нормами. Недостаточное развитие волевой готовности с первых же дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний. Эти учащиеся неорганизованны, невнимательны, неусидчивы; плохо понимают объяснения учителя; допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения, постоянно забывают дома учебные принадлежности, не успевают за темпом работы в классе.
Как это предотвратить?
- Постепенно и очень настойчиво приучайте ребенка к четкому распорядку дня. Придерживайтесь определенных правил организованного поведения. Ребенок должен: вставать, есть, гулять, ложиться спать в одно и тоже время;
- Уметь занять себя интересным делом;
- Чередовать подвижные, шумные игры с умственными занятиями;
- Находить время для общих семейных дел и труда;
- Стараться не тратить много времени на режимные моменты (умывание, одевание и т. д.).
- Выполнение детьми постоянных обязанностей в семье. Постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть: полив комнатных растений; мытье посуды за собой; уборка в игровом уголке; поддержание порядка в своих вещах, своей комнате.
- Выполнение трудовых поручений (сходить в магазин, подмести, накрыть на стол, вымыть посуду и т. д.);
- Приучать к тому, чтобы любое начатое дело, ребенок доводил до конца;
- Учите ребенка организовывать свое рабочее пространство.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
- Прививайте любовь к чтению, развивайте способность пересказывать, сохранив основную мысль и последовательность действий.
- Развивайте кругозор ребенка, водите его в театр, на экскурсии, в музеи;
- ходите на прогулки по окрестностям, паркам.
- Развивайте опыт живых представлений об окружающей действительности, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать.
- Развивайте речь детей, познавательные процессы во время совместных игр.
- Хвалите за малые достижения.
- Создайте библиотеку познавательных книг.
СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Социальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ
Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной психологической готовности к школе: умение жить в коллективе, проявлять заботу о других. Как часто в школе между учеником, учителем и сверстниками создается полоса отчуждения. Одна из причин этого явления – неумение ребенка правильно общаться со взрослыми и детьми.
Что же можно сделать, чтобы научить ребенка общаться?
- Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте чаще его друзей домой;
- Отмечайте совместные праздники, участвуйте в активных играх детей;
- Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его;
- Признавайте право ребенка на собственное мнение;
- Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения;
- Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми;
- Развивайте навыки культурного поведения через личный пример, через игры;
- Учите ребенка переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выдранные средства;
- Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно
- Способствуйте повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха.