Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:
-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.
-Умение получать необходимую информацию в общении.
-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
-Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.
-Умение спокойно отстаивать своё мнение.
-Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
-Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )
-Умение уважительно относиться к окружающим людям.
-Умение принимать и оказывать помощь.
-Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности дошкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовой, культурной и повседневной сферах.
Дети в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции. И поэтому нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Такое отклонение в развитии как общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывают на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.
Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения
Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются:
-
Социальная ситуация развития ребенка;
-
Формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
-
Совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Коммуникативная коррекция, опирающаяся на коммуникативную компетентность, ориентирована на изменение системы ценностных ориентацию личности ребенка включает в себя воздействие на мотивационную сферу дошкольника, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру.
К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста относятся:
- наличие развернутой фразовой речи с элементами доразвития лексики, грамматики и фонетики;
- характерно точное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями;
- хороший словарный запас;
- трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
- достаточная дифференциация звуков на слух;
- хорошая речевая активность и достаточная критичность к своему дефекту;
- нарушение фонематического восприятия;
- снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.
Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.
Изучение и анализ психолого–педагогической литературы показывают, что у детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова).
Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированное у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий. Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью педагогической технологии и методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.
В исследованиях педагогов, психологов рассматривается коммуникативная компетентность дошкольников с ОНР как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения дошкольника и средств его коррекции.
В структуре коммуникативной компетентности дошкольника выделены внешние и внутренние характеристики:
- общение со взрослым,
- формирование коммуникативных навыков,
- формирование мотивационной включенности в речевое высказывание
- развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности;
- развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности,
- формирование речевой и языковой компетентности ребенка.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста развивается во времени и пространстве, обусловлено социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения.
Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.
Из обязательного содержания образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
-
сотрудничать;
-
слушать и слышать;
-
воспринимать и понимать информацию;
-
говорить самому.
Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.
Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. У таких детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно- бытовой тематики, качественно не полноценен. Дети используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), характерные для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами. Поэтому в систему коррекционной работы необходимо включать различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учились бы различным средствам невербальной коммуникации и определять разные эмоциональные состояния людей.
Учитывая психофизиологические особенности детей дошкольного возраста межличностные отношения рассматриваются как динамическая игровая деятельность. Важнейшие стороны развития личности, формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях: игротерапия, психологический игротренинг, сказкотерапия, изотерапия, ритмопластику, музыкальная терапия, ролевые игры, дидактические игры и т.д..
Цель технологии: формирование коммуникативных способностей у дошкольников на основе интегрированного подхода и учёта особенностей состояния их коммуникативной сфер в воспитательно-образовательном процессе.
Основные задачи:
1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.
2. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
3. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.
4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию.
5. Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
Формирование коммуникативных способностей детей в ДОУ осуществляется при условиях:
-наличия базы, создание условий для работы с детьми , организацию предметно-развивающей среды, эмоциональной атмосферы;
-использования самых разнообразных форм работы с дошкольниками;
- взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ (медицинская сестра, воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог – психолог, физинструктор);
-работе с родителями, т.к. без участия родителей невозможно заложить фундамент коммуникативной культуры у детей.
Задача педагога:
- вырастить здорового ребёнка, умеющего адаптироваться в социуме, владеющего коммуникативными навыками
-разработать комплекс педагогических условий по формированию коммуникативной готовности к школе детей с ОНР
Пути реализации:
- совместно с медицинским сопровождением обеспечить систематическую реабилитацию психического здоровья детей с целью устранения или сглаживания аффективных состояний, повышенной возбудимости;
– развивать социальный интеллект дошкольников, т.е. способствовать их правильному пониманию окружающих, учить сопереживать другому, адекватно оценивать себя;
– обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, а также терпимости и компромиссу;
– развивать у замкнутых и неуверенных в себе детей вкус к общению, потребность в расширении адекватных социальных контактов, умение снимать у них коммуникативную тревожность;
– закреплять в духовном сознании ребенка групповые нормы гуманного отношения, миролюбия, гуманистических установок и привычек через доступные формы социального поведения;
– целенаправленно создавать личностную привлекательность каждого ребенка путем моделирования ситуаций успеха, общей для класса радости;
– включать изолированных и отверженных детей в совместную разноплановую деятельность коллектива;
– одобрять, обсуждать любые проявления доброго, внимательного отношения к сверстникам;
– обеспечивать каждому ребенку индивидуальную компенсаторную психологическую поддержку.
Особенности технологии:
-преемственность лучших традиций отечественного и зарубежного опыта в обновлении содержания образовательного процесса;
-интегрированный подход в организации воспитательно-образовательного процесса;
- формирование у дошкольников активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
-активизация интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения.
Методы, приемы, средства реализации технологии: индивидуальные и групповые консультации, семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, обобщение и распространение опыта работы, открытые мероприятия.
Ожидаемые результаты: получить положительные тенденции в развитии навыков общения у детей с общим недоразвитием речи, а также увеличения уровня коммуникативной готовности к школьному обучению в целом.
Деятельность в рамках технологии:
1.Обсуждение проблем организации работы на педагогических советах, конференциях.
2.Создание консультативной службы для оказания помощи педагогам, родителям.
3.Повышение квалификации по внедрению современных педагогических технологий.
Работа по данной технологии позволяет:
. - повысить профессиональную культуру педагогов;
- создать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания дошкольного образования;
- формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение.
Технология состоит из трех этапов:
1 этап – развитие мотивационно - потребностной сферы
Задача:
- создать мотивацию общения и приобретения коммуникативных умений.
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ проблем формирования коммуникативных умений у старших дошкольников, формулировались проблема, цель, задачи исследования.
Для исследования особенностей развития коммуникативной компетентности старших дошкольников был использован комплекс диагностических методик, с помощью которого можно исследовать разные стороны коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста - уровень речевого развития (фонематический слух, словарное развитие), личностную сферу ребенка, сформированность коммуникативных навыков детей, с учетом анализа межличностных отношений каждого ребенка с окружающими людьми (педагогами, родителями, сверстниками), уровня развития коммуникативной культуры.
Диагностика развития коммуникативной компетентности дошкольников позволила нам разработать систему работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников, используя полученные в результате проведенной диагностики данные.
Система развития коммуникативной компетентности дошкольников включает в себя: подобранный диагностический инструментарий (развития связной речи, формирования коммуникативных навыков, мотивационной включенности в речевое высказывание, развития вербально-логических компонентов речевой деятельности, формирования речевой и языковой компетентности ребенка); повышение самостоятельности в освоении коммуникативных навыков, развитие готовности к коммуникации, формирование коммуникативной культуры; а также целенаправленную работу с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности дошкольников (изучение семей детей; привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольного учреждения, изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей, просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников, учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения).
2 этап - ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности
Задача:
- формировать представления о правилах эффективного общения.
На втором этапе были определены и апробированы содержание, средства и приемы формирования коммуникативных умений.
Основные методы и формы работы с дошкольниками, которые активно были использованы нами в работе: развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.); беседа; сказкотерапия; библиотерапия; музыкотерапия; психогимнастика моделирование и анализ ситуаций и др.
Проводимые занятия по развитию коммуникативной компетентности дошкольников включали в себя разнообразные формы и задания: проигрывание этюдов; инсценировки с использованием различных эмоциональных состояний; свободное и тематическое рисование; музыкальное сопровождение; чтение художественных произведений и обсуждение стихов; упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); импровизация; рассказы детей; сочинение историй; мини-конкурсы и т.п.
Процесс развития коммуникативной компетентности у дошкольников подразумевает совместную, взаимосвязанную работу всех педагогов, т.е. коррекции речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Успех развития коммуникативной компетентности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателем группы для детей стоят и коррекционные и общеобразовательные задачи. Для их решения максимально использовался материал общеобразовательных занятий и режимных моментов.
С целью оптимизации работы педагогов детского сада по развитию коммуникативной компетентности дошкольников педагогом - психологом проводилось психолого-педагогическое просвещение педагогов работа по изучению: возрастных особенностей дошкольников; оптимальных путей организации общения между детьми; принципов коммуникации детских групп; методов работы с родителями.
С этой целью использовались такие формы работы как лекции, беседы, групповые консультации, анкетирование, подбор психолого-педагогической литературы, а так же тренинги профессионально-педагогической компетентности, межличностного общения.
Помимо проведения специально подобранных и организованных мероприятий с педагогами, с учетом разработанных рекомендаций в общении и взаимодействии с ребенком необходимо сотрудничество с семьей с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативной компетентности дошкольника.
Эффективность работы по формированию компетенций дошкольников возрастет во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. Считаю первостепенными вопросы реализации компетентностного подхода в педагогическом просвещении родителей и взаимодействии ДОУ с семьей.
3 этап. Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Задачи:
- формировать коммуникативные умения у детей старшего дошкольного возраста в совместной взросло-детской (партнерской) деятельности;
-творческое применение коммуникативных умений;
Третий этап направлен на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через создание благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников. Формированию ключевых компетентностей будет способствовать предметно-развивающая среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых умений. Эффективность созданных педагогических условий в наибольшей степени способствуют эффективному развитию коммуникативной компетентности дошкольников и более оптимальному развитию связной речи, её предпосылок.
Детям необходима комплексная работа по формированию полноценной коммуникативной компетенции, которая включала бы в себя не только традиционные, но новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса.
Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетенции называются: диалог (Е. А. Белова, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова), создание сюжетных ситуаций (И. О. Рыжкова, В. Ф. Толстова, З. Я. Футерман), организация самостоятельной деятельности (H. H. Галигузоьа, O. E. Смирнова), игровые ситуации (Н. Е. Короткова, С. Л. Новоселова); развивающие и дидактические игры и др.
В группах имеются игровые, физкультурные, музыкальные уголки. После дневного сна проводятся профилактические мероприятия: воздушные процедуры, точечный самомассаж, имеются ножные массажеры.
Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей.
Наиболее важным условием формирования игры дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, старалась ориентироваться на воспитательно-образовательные задачи игровой деятельности:
– Развивать средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию.
– Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.
– Учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи.
– Воспитывать доверительное отношение друг другу.
– Развивать невербальное воображение, образное мышление.
Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста имеют своей основной целью активизацию коммуникации в детской группе:
- для развития умения устанавливать контакт с собеседником;
- для совершенствования у детей общаться без слов;
- для совершенствования умения ясно и четко произносить слова;
- для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации;
- для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения;
- для закрепления коммуникативных умений у детей.
Наиболее значимым условием формирования навыков общения в игре дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка.
Тесные связи установлены между игрой и занятиями по развитию речи, когда проводятся беседы об играх детей, составляются рассказы, подготавливаются книжки-самоделки. Игры-драматизации, предполагают тесную взаимосвязь детей и воспитателя, так как основой для инсценирования становятся сказки, с которыми дети познакоятся на занятиях по развитию речи.
Итог:
В ходе систематической, целенаправленной работы произходят изменения показателей уровня сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил у дошкольников, посредством использования системы работы, собственного активного и заинтересованного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста как одного из средств социально-нравственного воспитания детей.